[Главная] [Мои предки] [Макеев И.Ф.] [Поездка в Чехию]
Поездка в Чехию. Июнь 2012 года.

Краткая предыстория.
    В сентябре 2008 года я узнал, что брат моей бабушки Макеев Иван Фёдорович погиб в плену в 1941 году и похоронен в Чехии. Лесное русское кладбище находится недалеко от селения Рейвиз в Северной Моравии. Неоценимую помощь в поисках мне оказал Павел Водак, владелец домика в Рейвизе.
       Павел приглашал посетить Рейвиз и кладбище.
       Почти четыре года спустя я побывал там.

Не знаю, когда мне удалось бы собраться в поездку, если бы на помощь не пришли добрые люди. В ноябре 2011 года мою интернет-страничку с рассказом о Макееве И.Ф. прочитала Наталья Овчинникова из Твери. И оставила запись в гостевой книге. Оказалось, что её дед был тоже военнопленным, также прошёл через лагерь Stalag 318/VIII F в Lamsdorf, был в той же рабочей команде Reihwiesen и похоронен там же на Лесном русском кладбище, рядом с Макеевым И.Ф.
    Наталья и её сестра Ирина в марте 2012 г. купили тур-поездку в Чехию. С главной целью посетить Рейвиз. Я решил, что смогу найти 3 дня в июне, чтобы присоединиться к ним.
    Билеты на самолёт до Праги и обратно я купил 13 апреля через интернет. Местом размещения Натальи и Ирины в Праге был отель Central Hotel Prague 3*. 3 мая я заказал себе номер в этой же гостинице.
      План моей поездки был такой.
    Прилетаю в Прагу 3 июня в 9-25. Добираюсь до центра города. Автобусом N 100 из аэропорта Ruzyně до станции Zličín, далее на метро до площади Республики (Náměstí Republiky). В 12-30 встречаемся с Натальей и Ириной. Едем на метро до автовокзала (станция Černý Most). В 14-00 идёт автобус до города Есеник (Jeseník). Прибытие в 18-25. Там нас встречает Павел Водак. Вечером 3 июня и следующий день мы проводим в Рейвизе, на кладбище. Если получится, то доедем до города Ламбиновице (ранее - Lamsdorf) в Польше, где был основной лагерь военнопленных. Вечером 4 июня возвращаемся в Прагу. 5 июня утром у меня самолёт до Москвы.
   Помощь в планировании поездки оказали Павел Водак и сайт транспорта Чехии.

Получилось так, как и было задумано.
    Самолёт прибыл без опоздания. Дорога до центра Праги заняла около часа. Транспорт в Чехии ходит по расписанию. И автобусы, и метро. Написано, что отправление в 10-03, и будьте уверены, ровно в 10-03 автобус закроет двери и поедет. Удивило, что в метро было мало людей, с московской толкотнёй не сравнить. Билет в Праге на общественный транспорт единый для автобуса, трамвая и метро. Действует по времени. За 32 чешские кроны (52 российских рубля) можно кататься 90 минут с любыми пересадками. 24 кроны - 30 минут. При входе просто компостируешь билет, на нём отмечается время начала поездки. Говорят, что штрафы очень большие. Я этого не узнал - был всегда с билетом и контроллёров ни разу не видел. Перед встречей с сёстрами я успел купить подарки детям и посидеть в кафе. Стакан чая - 25 крон.
    Встретились мы в гостинице. До этого я был знаком с Натальей по письмам электронной почты и нескольким телефонным разговорам. А было ощущение, что знаем друг друга не один год. Общее доброе дело сближает людей. Доехали на метро до автовокзала. Билеты до Есеника я купил ещё в Москве интернетом. Можно было и не покупать заранее - желающих ехать было немного.
    Маршрут до Есеника - 230 километров. Дороги в Чехии хорошие. Автобусы тоже неплохие. 4 с половиной часа пролетели незаметно. Примерно полдороги была равнина, потом начались горы. Автобус шёл вверх-вниз по серпантинам. Горы не были высокими. Всё было очень близко. Казалось, протяни руку и коснёшься нарисованной картины. Горные речки с прозрачной водой, бегущей по камням, извилистая дорога, аккуратные домики деревушек, ухоженные косогоры, многочисленные заводики по переработке древесины, красивый лес, и никакого бурелома.
    В Есенике нас встретил Павел. И опять возникло чувство, что мы знакомы сто лет. Приехали в Рейвиз. Павел показал нам свой дом. Рядом стоял костёл. С небольшим кладбищем на север. Именно его я принял сначала за искомое мною Лесное кладбище. И обратился я по электронной почте 4 года назад к Павлу именно потому, что его дом расположен ближе всего к сельскому погосту.
    Рейвиз - небольшое горное село, вытянувшееся вдоль дороги. Воздух там необыкновенный, вкусный. Мы шли по дороге к местному ресторанчику, и тишину нарушало только пение птиц. Было совсем не жарко, небо закрывали тучи, горы прятались в лёгком тумане, стояла тишина до звона в ушах, и пели птицы. Просто сказка.
    Хороший кусок мяса с кнедликами и кружка чешского пива после дня, проведённого в дороге, оказались весьма кстати.

Утром мы позавтракали в доме у Павла и поехали на Лесное кладбище. Павел пригласил корреспондента местной газеты. Милан Куба (Milan Kuba), внештатный редактор независимой региональной газеты "Есеникский еженедельник" ("Jesenický Týdeník"), сопровождал нас в поездке на Лесное кладбище. Потом он написал в газету заметку "Далеко от Москвы".
       Небо по-прежнему было затянуто тучами. Шёл мелкий дождь. Мы ехали по лесной дороге. В лесу работала тяжёлая спецтехника по заготовке леса. Поэтому въезд в лес запрещён, но у Павла был пропуск. Дорога шла вдоль речки Чёрная Опава (Černá Opava). Въехали на большую заасфальтированную площадку. На этом месте был лагерь военнопленных. Проехали немножко назад и свернули направо, дорога пошла в гору. Мы у кладбища. На столбе размещён стенд с информацией. Кто-то недавно прикрепил на стенде лист. На нём текст и три фотографии с карточек военнопленных. Большая поляна. Огромный булыжник и 24 камня поменьше в несколько рядов. Две лавочки по краям. Венки и цветы у большого камня. На одном из венков висит маленькая чёрно-оранжевая георгиевская ленточка с надписью "www.9may.ru". Кто ты, незнакомец, что оставил здесь эту ленточку? Может быть, ты из России, как и мы? Наталья зажигает свечи. Разбрасываем землю, привезённую с родины. Звоню в Таганрог тёте Свете, дочери Ивана Макеева. Собираю немножко земли, повезу с собой в Россию. На обратном пути в Рейвиз вышла небольшая задержка минут на 20. Заготовщик древесины вёл погрузку.
        Ещё накануне мы попросили Павла организовать нам поездку в Польшу, в Ламбиновице. Павел связался с друзьями в Польше, и мы поехали туда, где был основной лагерь военнопленных Stalag VIII-F (318) Lamsdorf. Ехали через город Злате Горы (Zlaté Hory). Чешско-польскую границу пересекли, не снижая скорости. Секунду назад мы были в Чехии, а теперь в Польше. Дороги в Польше не такие хорошие, как в Чехии. Объяснение тому мы увидели чуть позже.
       Нашими провожатыми в Польше были друзья Павла - Ремигиуш Каминьски (Remigiusz Kamiński) из города Ныса (Nysa) и Анна из города Ламбиновице (Łambinowice).
 Мы посетили Центральный музей военнопленных в Ламбиновице-Ополе. Для нас включили освещение и экспозицию. Мне показалось, именно для нас. Потому что, когда мы входили, залы были темны. Фотографии, кадры кинохроники, личные вещи. Потом нас пригласили в кинозал, и показали небольшой дидактический фильм о лагере военнопленных Lamsdorf, режиссёр Алиция Шаттон. На сайте музея есть информация о фильме и некоторые кадры из него. Нам подарили диск с этим фильмом.
    Потом мы поехали к тому месту, где находились в лагере советские военнопленные. Бетонные столбы с колючей проволокой, сторожевая вышка, остатки стен лагерных бараков.
   Проехали дальше, к кладбищу советских военнопленных. Именных могил там нет, только братские. По оценкам специалистов, на кладбище захоронены около 40 тысяч человек.
       Пришло время возвращаться в Чехию.   В то время,  когда мы были в Польше, шёл мелкий дождик с перерывами. Дорожные рабочие производили ямочный ремонт. Дождю надоело быть мелким, полило, как из ведра. Возвращались мы другим путём, напрямую в Есеник. Как только выехали из Польши, дорога стала заметно ровнее, а дождь прекратился.
        В 14-15 отходил автобус из Есеника до Праги. Надо было успеть, иначе пришлось бы ехать с несколькими пересадками на автобусах и поездах. Павел ехал быстро, и при этом правила сильно не нарушал. И мы успели вовремя. На прощания осталось несколько минут.
    Вечером было время погулять по Праге. На староместской площади увидели ежечасное представление. На здании ратуши каждый час с 8 до 20 играют куранты "Орлой". После небольшого музыкального представления колокола на башне отбивают полный час. Потом мы поднялись на эту башню, староместскую ратушу, откуда во все стороны открываются красивые виды на Прагу. Быстро темнело.
        Погода была хорошая, не жарко и не холодно. Мы с Натальей и Ириной прогулялись до Вацлавской площади (Václavské náměstí). Огромная площадь (750 метров в длину) - традиционное место демонстраций, празднеств и общественных собраний. У края площади расположен Национальный музей и памятник святому Вацлаву - наиболее узнаваемые символы Праги.
       Утром 6 июня возвращался в Москву. Завтрак в отеле, шведский стол. Полупустое метро. Автобус N 100, строго по расписанию. Самолёт тоже полупустой. В Шереметьево наконец-то увидел много людей. Электричка "Аэроэкспресс" до метро "Белорусская" была  заполнена битком. Здравствуй, Родина моя!

Я рад, что добрался до места захоронения Ивана Макеева. Почти 4 года я жил с этой мыслью, с этим желанием побывать на Лесном кладбище. И мечта осуществилась.

Я познакомился с замечательными людьми.
     И хочу сказать огромное спасибо всем!

Павлу Водаку (Рейвиз, Злате Горы, Чехия)
        Войтеку Бещински (Гданьск, Польша)
        Наталье Овчинниковой и её сестре Ирине (Тверь, Россия)
        Милану Кубе (Есеник, Чехия)

Ремигиушу Каминьски (Ныса, Польша)
        Анне (Ламбиновице, Польша)

Фото из Чехии и Польши.

Видео из Чехии и Польши.

Пешком по Рейвиз.

Рейвиз. Лесное русское кладбище. У стенда.

Рейвиз. Лесное русское кладбище. Часть 1.

Рейвиз. Лесное русское кладбище. Часть 2.

Рейвиз. Лесное русское кладбище. Часть 3.

Польша. Ламбиновице. Место лагеря военнопленных Lamsdorf Stalag-318/VIII F. Часть 1.

Польша. Ламбиновице. Место лагеря военнопленных Lamsdorf Stalag-318/VIII F. Часть 2.

Польша. Ламбиновице. Мемориал на месте захоронения советских военнопленных 2-й Мировой войны 1939-1945.

Сайт создан в системе uCoz